3pics-color.jpgshapka3.jpg

Коррекция и развитие речи через произведения писателей Дальнего Востока.

    Плаксий Анна Сергеевна,

    учитель-логопед  первой квалификационной категории.

 

 

 

 

Коррекция и развитие речи через произведения

писателей Дальнего Востока.


Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.

     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития  ребенка.

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Через произведения художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

В непосредственной образовательной  деятельности педагоги знакомят детей с краткой биографией и творчеством писателей-дальневосточников, таких как Петр Комаров, Владимир Клавдиевич Арсеньев, Виталий Захаров, Гранит Пересторонин, Евгений Кохан, Валерий Шульжик, Александра Загорулько.

 На основе произведений поэта Гранита Пересторонина дети знакомятся с лекарственными растениями Дальнего Востока (цикл стихотворений «Лекарственные растения»), разнообразием животного мира родного края  (цикл стихотворений «Обитатели Дальневосточных лесов»).

Стихотворения хабаровской поэтессы Александры Загорулько «Туча», «Белка» я применяю для развития фонематического восприятия. После прочтения данных четверостиший, дети называют слова, в которых слышится звук  [Ч].

Туча хмурилась, ворчала,                                    На сучках сушу грибочки

Туча деток поучала:                                             Для своей малютки-дочки.

- Капельки, мои вы дочки,                                   Ведь бельчатам на обед

Нужно поливать цветочки!                                  Гриб полезнее конфет.

 

 Стихотворение этого же автора о медвежонке, хорошо подходит для автоматизации шипящих звуков  [Ш], [ Ж].

 

Медвежонок мёд искал,

А попалась шишка.

- Кто б орешки мне достал?

Думает плутишка.

Стихотворение поэта Е. Кохана «Снегири» используется в работе над лексической темой «Зимующие птицы», а также для автоматизации звуков  [Р], [Рь].   

Снегири, снегири,

Как осколочки зари,

Рдеют  на дорожке.

Ты, мороз,

Их не бери –

Обожжешь ладошки.

 

Для развития диалогической речи я подобрала рассказ известного дальневосточного писателя В.К. Арсеньева «Лесной лакомка» (цикл рассказов «Встречи в тайге»), дети знакомятся, как медведь добывает себе дикий мед и отвечают на вопросы по прочитанному тексту.

Произведения писателей дальневосточников воспитывают у детей  интерес и любовь  к родному краю,  заботливое отношение к животным, дают знания о богатстве животного и растительного мира  Дальнего Востока, развивают память и воображение, служат для обогащения словарного запаса дошкольников и формирования правильного звукопроизношения.


Joomla templates by a4joomla