3pics-color.jpgshapka3.jpg

Что такое сказкотерапия?

  Тен Эдуард Донхванович

 педагог - психолог 



Сказкотерапия – психолого-педагогический метод, и как пишут многие исследователи, самый древний. Как он работает и насколько он эффективен? Элементы сказкотерапии используют практически все: родители и педагоги, психологи и врачи, только цели и задачи разные. Необходимо сразу оговориться, что сказкотерапия подразумевает под собой все, что имеет сюжетную линию.
В этой статье мы приведем два примера из практики педагога-психолога: индивидуальный прием педагога-психолога по вопросу детской лжи и групповая сказкотерапия воспитателя, разработанная психологом на тему социальной адаптации.


На прием пришли мама и сын 4,5 лет. Жалобы: гиперподвижный, громкий, говорливый. С недавнего времени (около 2 месяцев) мама стала ловить сына на вранье (слова мамы).
Объективно: мальчик легко идет на контакт, общительный, внимание несколько рассеянно, гиперподвижный, не сидит на месте, доброжелательный, неагрессивный, к игрушкам относится с интересом. В разговоре проскальзывают преувеличения, в игре нет проявлений жесткости.
Я попросил его нарисовать рисунок на тему «если бы я был волшебником». Пока он рисовал, мы продолжали общаться с мамой. Семья неполная, развелись, когда сыну было 1,5 года, отца он не помнит. В Хабаровске они одни, мама тянет семью одна. Практически постоянно на работе. Приходя вечером устает очень, даже иногда засыпает одетая. Часто плачет. На вопрос в чем заключается ложь ребенка, она рассказала следующее: он перестал звать ее к телефону, всем говорит, что ее нет дома. Периодически обманывает, что заболел. Постоянно придумывает причины, чтобы она осталась дома. При этом, ходит за ней, не отходя ни на шаг, лезет обниматься и целоваться.
Мальчик нарисовал картину. Я попросил его рассказать о ней. Получился вот такой диалог:
- если бы ты был волшебником, то…?
- я хочу, чтобы у нас был большой дом, машина, о ней мама мечтает, она устала ездить на автобусе. Еще я хочу собаку.
- чтобы это все иметь, нужно столько работать! – сказала мама.
- я хочу, чтобы ты никогда не работала! Когда я вырасту, ты не будешь работать! – эту фразу он крикнул и расплакался. Мама расплакалась тоже, ей не нужно было объяснять, что это не ложь, а попытка маленького человека ее защитить.
Этот прием длился всего минут тридцать, и то, что ребенок не мог высказать самостоятельно, он нарисовал и дополнил кратким и точным сюжетом. Нам взрослым часто не хватает доброты и терпения, мы общаемся с детьми на разных языках, и, как следствие, они нас не понимают, но, главное, что мы относимся к ним как к детям, требуя как со взрослых.

Подготовительная группа 6-7 лет. Задача: повышение социальной адаптации в группе. Материал – сказка Джанни Родари «Чипполино». Цель: создание единого эмоционального пространства. Задача: предложить детям придумать максимальное количество вариантов освобождения пленников.
- первый день – знакомство со сказкой и ее анализ, направленный на то, что Чипполино не смог бы один справится с ситуацией.
- второй день – пересказ сказки «Чипполино» и разыгрывание детьми выбранных ими персонажей. Далее детям предлагается сделать самостоятельный анализ эмоциональных характеристик сыгранных персонажей. У кого он получился веселый или добрый, злой или глупый и т.п.
- третий день – мы вводим нового персонажа, например, человека-паука и предлагаем детям представить, как бы изменилась бы сказка с этим героем. Далее анализ: закрепление уже нового сюжета.

Подобные занятия формируют единое эмоциональное пространство и облегчат процесс адаптации ребенка в группе.


Joomla templates by a4joomla