3pics-color.jpgshapka3.jpg

Наши инновации

 Тен Эдуард Донхванович

 педагог - психолог

 Одной из самых важных задач, стоящих перед любым дошкольным учреждением – это социальное воспитание ребенка, как важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка и раскрытие его внутреннего потенциала. Современные условия образовательного процесса в дошкольных учреждениях предусматривают, прежде всего, необходимость развивать у ребенка чувства коллективизма и дружбы, сохраняя при этом индивидуальный подход к нему, т.е. коммуникативные навыки и форматы общения, развивающие, в первую очередь, эмоциональные потребности ребенка, как залог высокоразвитого социального интеллекта. 

М. Монтессори (ученый-антрополог, психолог, педагог) утверждала, что без эмоциональной зрелости интеллект мало значим. Ее педагогика была нацелена на создание условий для эмоционального созревания (сначала ощущения, чувства, эмоции - затем слова, мысли).
Американский психолог Д. Гоулмен в своей книге «Почему эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей» пишет: «Вся система образования направлена на приобретения теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».
В нашей стране подобная тенденция также нашла свой отклик в применении различных методов арт-терапии и развивающей педагогики. Одним из таких методов является сказкотерапия.
В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), к дошкольному образованию повысились требования, что подтолкнуло многие коллективы к определенным изменениям в своей работе. Если ранее приоритет был учебно-образовательный, то сейчас четко обозначены два равноценных приоритета: собственно образовательный и духовно-нравственный.
Наш коллектив НДОУ № 265, также не остался в стороне и решил провести эксперимент, используя вариативную авторскую программу «Сказочный путь» (авт. Э.Д. Тен). Куратором и научным консультантом данной программы является д.п.н., профессор, проректор ХКИРО Н.А. Калугина. Программа, на наш взгляд, полностью соответствует современным требованиям ФГОС и преследует две цели:
Формирование и развитие духовно-нравственного воспитания детей.
Улучшение качества усвояемого учебного материала
Задачи, которые мы перед собой ставим это:
Повышение профессионально-личностных компетенций педагогов, т.е. развитие личностных качеств и межличностных отношений, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, т.е. повышение совокупности профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Формирование игровой предметно-пространственной среды путем:
- формированием метафорического языка общения между взрослыми и детьми с учетом их возрастных особенностей;
- развитием наглядно-действенного мышления и наглядно-образного мышления;
Эмоциональное развитие ребенка:
- сбалансированная система поощрений и наказаний, позволяющая работать с действиями и поступками ребенка, не переходя на его личность;
- развитие способности интегрироваться в социум за счет эмоциональной совместимости, то есть не действовать под влиянием эмоций, а только обозначать их. Умение осознавать свои эмоции и чувства – основная цель эмоционального развития ребенка.

В эксперимент включены 4 группы практически всех возрастов с 3 до 7 лет. Схема программы выстроена таким образом, что включает в себя:
Работу с педагогами - раскрытие личностного потенциала, развитие навыков применения метафор и образов.
Работу с детьми – создание игровой среды, отвечающей всем особенностям возраста.
Направленную эмоциональную включенность детей.
Работу с родителями – построение разговоров также в метафорическом, образном формате, привлечение родителей в качестве участников или активных зрителей на спектакли и праздники.

Основной принцип программы: импровизация – залог развития творчества и креативного мышления детей и взрослых.


Joomla templates by a4joomla