3pics-color.jpgshapka3.jpg

Использование интерактивной доски на логопедических занятиях для детей с нарушениями речи.

Использование интерактивной доски на логопедических занятиях для детей  с нарушениями речи.

Составитель:

Сухорученко Светлана Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории НДОУ «Детский сад №265 ОАО «РЖД»

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.

Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

В последнее время в моей логопедической практике особое место занимает работа с  интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает мне сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:

  • повысить качество обучения детей с нарушениями речи;
  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что значительно расширяются границы привычного, поднимая процесс обучения на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с нарушениями речи  к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей  с нарушениями речи первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности.

Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.

На моих  логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений как звукопроизношения, так и лексики и разнообразные компьютерные программы  «Игры для Тигры, Учимся говорить. Развитие речи», «Баба Яга учится читать» и др., развивающие и обучающие игры «Маленький гений», «Большая энциклопедия развивающих игр» и мн. др. , готовые и авторские   мультимедийные презентации.

 

У детей с нарушениями речи  различного уровня выявляется:

- недостаточное понимание и различение грамматических форм;

- затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста;

-недостаточность объема словаря;

-вербальные замены;

-при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков.

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Мной  были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов (“Паровозик», “Измени словечко»», «Прятки» и др.), развитию лексико-грамматического строя речи («Человек», “Посуда”, «Дом», “Мебель”, «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Фотограф», «Жадина», «Дождик», «Всё такое круглое», «Магазин», «Снегопад», «Чей, чья, чьи?», «Они такие разные», «Родственные слова», и др..), серия презентаций по обучению грамоте, по коррекции звукопроизношения  («Свистелка», «Шипелка», «Гуделка», «Жужжалка», «Рычалка», серия презентаций с чистоговорками на все группы звуков, по развитию связной речи).

 

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

 Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ-символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

 

Таким образом, использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

В качестве одного из примеров предлагаю авторскую презентацию- «День рождения аиста и утки ”

 

Литература

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
  2. Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “SmartBoard” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта - http://www.edu-ago.ru
  3. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365
Joomla templates by a4joomla